29 вопросов от населения

1.Кого относить к пенсионерам? Есть работники, которые отработали нормативное время по своей специальности (машинисты), но не достигли общеустановленного пенсионного возраста.

В соответствии с ЗРК «О пенсионном обеспечении»:получатель пенсионных выплат – физическое лицо, которому назначены государственная базовая пенсионная выплата и (или) пенсионные выплаты по возрасту, и (или) пенсионные выплаты за выслугу лет, и (или) имеющее право на получение пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда

2.Какова комиссия в банках второго уровня за перечисление взносов?

По данным из официальных источников (сайты банков второго уровня) на сегодняшний день комиссия за уплату социальных отчислений составляет от 250 тенге за 1 лицо.

3.Каков порядок исчисления и перечисления взносов самостоятельно уплачивающим взносы?

Лица, из числа неактивного населения, самостоятельно исчисляют и перечисляют через банки второго уровня и другие финансовые организации взносы в размере 5% от 1 МЗП ежемесячно. Также предоставляется возможность уплаты взносов авансом. В случае необходимости такие лица могут через саll – центр Фонда СМС обратиться за справочной информацией по задолженности перед Фондом СМС.

4.Как быть людям, которые живут за счет двух коров или за счет кур?

Такую категорию лиц относят к непродуктивно самозанятым. В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

5.Как будут страховаться родители, ухаживающие за детьми — инвалидами старше 18 лет?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», рассматриваемом в Парламенте РК для этой категории лиц предусмотрено обязательство по ежемесячной уплате взносов на ОСМС в размере 5% от 1 МЗП. При своевременной и полной уплате взносов указанные лица имеют право на весь пакет медицинской помощи в системе ОСМС.

Уплата взносов и (или) отчислений этих лиц может быть осуществлена за счет:

1. заработной платы при трудоустройстве в соответствии с действующим законодательством в качестве социального работника по уходу за инвалидами;

2. заработной платы при трудоустройстве на неполный рабочий день или работу на дому;

3. государственной адресной социальной помощи для лиц (семей) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности;

4. за счет доходов других членов семьи и иных лиц

6.Какие критерии кто такие иностранцы и лица без гражданства постоянно проживающие на территории РК

В соответствии со статьей 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев»:

Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, за исключением этнических казахов, лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей, своей платежеспособности в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

7.В соответствии с п.2 постановления Правительства РК от 26 ноября 2003 года N 1185:

2. Иностранцы и лица без гражданства подтверждают свою платежеспособность при обращении с ходатайством о получении разрешения на право постоянного проживания в Республике Казахстан, выдаваемого в установленном законодательством порядке.

Для подтверждения своей платежеспособности в период пребывания в Республике Казахстан ходатайствующий представляет в органы внутренних дел документ банка-резидента Республики Казахстан (справку), подписанный председателем правления банка или уполномоченным лицом банка, о наличии денег на банковском счете (счетах) в сумме:

1) равной или превышающей эквивалент тысяча трехсот двадцатикратного минимального расчетного показателя, установленного на дату подачи ходатайства об оставлении на постоянное проживание;

2) достаточной для покупки жилища, из расчета 15 квадратных метров на одного члена семьи в населенном пункте, где ходатайствующий намерен проживать.

8.Норма, предусмотренная в законопроекте для ИП предполагает, что независимо от получаемого дохода все ИП будут производить взносы в фонд в одинаковом размере. Объясните почему?

Данная норма была предложена в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» министерством национальной экономики по следующим основаниям:

— с целью обеспечения справедливого подхода по уплате взносов различными категориями граждан, а именно размер взноса, равный 5% от 2 МЗП примерно соответствует размеру взноса наемных работников, рассчитанный от среднемесячной заработной платы в стране по данным статистики

— размер взноса ИП, предусмотренный по действующему законодательству в 2% от 1 МЗП мотивирует дробление субъектов малого и среднего бизнеса на множество ИП, таким образом может снизится доходная часть бюджета страны;

— удобно для администрирования взносов этой категории лиц;

— ИП с высокими доходами (обычно имеют наемных работников) кроме взносов за себя уплачивают отчисления и за своих наемных работников, таким образом отсутствует неравенство между ИП с высокими и низкими доходами

9.Каким образом и кто будет присваивать статус членам семьи и лиц, находящимся на иждивении военнослужащих? Будет ли государство вносить взносы за данные категории в Фонд СМС?

Например, супруга военнослужащего – домохозяйка, какой статус –самозанятая (сама платит 5% от МЗП) или необходимо включить в 14 категорий за которых платит государство?

Статус гражданам присваивается в зависимости от наличия (или отсутствия) у него доходов.

Что касается неработающей супруги, (неработающего) супруга военнослужащего, то в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предлагается придавать им статус безработных без предъявления к ним требований, предусмотренных к безработным (регистрация, обучение, переквалификация и др.). Данная норма была предложена с целью социальной защиты членов семей военнослужащих, работников специальных государственных и правоохранительных органов, которые в силу особенностей несения службы вынуждены постоянно менять место жительства, проживать в отдаленных местностях где отсутствует возможность трудоустройства и др.

10.Государство будет осуществлять взносы в Фонд СМС за неработающих лиц, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет.

Каким образом и где на учете будут находится данные лица? Так как в данный момент информация о данном контингенте не располагают органы занятости и ГЦВП.

В соответствии с Законом РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года N 63

Предусмотрено ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое матери или отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов). Учет этих лиц ведется в базах данных министерства труда и социальной защиты населения РК.

11.Каким образом будет реализован механизм оплаты взносов за просроченные периоды и на кого возлагается контроль за своевременным поступленийвзносов неработающих – самозанятых лиц?

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено обязательство по уплате задолженности за неуплаченный период, но не более 12 месяцев.

Лицо, из числа неактивного населения самостоятельно исчисляет и перечисляет взносы, при этом по обращению таких лиц Фонд СМС будет предоставлять информацию о неуплаченном периоде.

Ввиду отсутствия действующих инструментов для контроля за своевременной и полной уплатой взносов неактивными лицами в законодательстве не предусмотрены функции контроля. Выявление неуплаты будет осуществляться только при обращении за медицинской помощью в системе ОСМС.

12.Например,самозанятый оплатил взносы сегодня и сможет сегодня же обратиться в медицинское учреждение за плановой помощью? В течении какого времени после оплаты отчислений будет видно в ИС, что самозанятый является плательщиком в Фонд СМС и может пользоваться пакетом ОСМС?

Функциональные требования, разработанные к системе сбора взносов и отчислений и к регистру потребителей медицинских услуг (РПМУ), предусматривают регистрацию платежей день в день. Система сбора и РПМУ в настоящее время находятся в стадии разработки, по результатам их готовности можно будет сказать о конкретном времени, необходимом для определения статуса застрахованного.

13.Самозанятые (непродуктивные) смогут произвести отчисления в Фонд ОСМС 1 раз в год всю сумму за 12 месяцев или необходимо ежемесячно отчислять? Отдаленные населенные пункты не всегда смогут своевременно выезжать в районные центры из-за погодных условий

В проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» предусмотрено право уплачивать авансом. Это может быть 2, 3 или более месяцев.

14.Непродуктивным самозанятым на территории города рекомендуется вносить взносы в Фондчерез банки второго уровня (БВУ), в связи с отсутствием банков на территории сел, какие сервисы будут открыты населе, например, Egov.kz, Казпочта и так далее?

Учитывая характер платежей (персонификация, возможность возврата и др.) уплата может быть возможна только через банки второго уровня и другие финансовые организации, осуществляющие финансовые операции (в том числе и через отделения АО «Казпочта»). Такие сервисы, как терминалы и другие, не могут обеспечить требования к платежам, оговоренные выше, и соответственно не будут применяться, по крайней мере, в ближайшее время

15.Что следует понимать под понятием «упрощенный порядок регистрации членов семьи военных и правоохранительных органов, для оплаты взносов в фонд со стороны государства», каким образом это будет происходит на практике?

Упрощенный порядок регистрации неработающих членов семьи военнослужащего, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов будет определяться уполномоченным органом в сфере занятости (министерство труда и социально защиты населения РК). И предполагает регистрацию указанных лиц на основании заявки соответствующих государственных органов без физического присутствия таких лиц в центрах занятости.

16.Когда официально опубликуют единую методику расчета размеров взносов работодателей, ИП и прочими физическими лицами в Фонд?

Приказ МЗ РК «Об утверждении Правил исчисления и перечисления взносов и (или) отчислений на обязательное социальное медицинское страхование» будут официально опубликовано после его принятия (с учетом норм рассматриваемых в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» — не ранее срока вступления в силу закона). Проект приказа с учетом норм проекта закона будет размещен на сайте МЗ РК в апреле месяце

17.Будут ли предусмотрены какие-либо наказания для физических лиц, не выплачивающих и сознательно уклоняющихся от уплаты взносов в Фонд СМС, в случае применения — какого характера они, накладываются ли штрафы или применяются другие наказания?

В действующем законодательстве предусмотрены уплата неустойки и наложение административных мер наказания (предупреждение и штрафы) для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов

18.Каков порядок уплаты взносов в Фонд СМС со стороны работодателя и для работников за самих себя, когда они находятся на больничном листе, и долгое время не работают из-за болезни или потери трудоспособности?

В таких случаях доходом считается начисляемое социальное пособие по временной нетрудоспособности

19.Могут ли применяться в будущем какие-либо меры стимулирования для физических лиц и трудовых коллективов, которые исправно платят взносы в Фонд и не обращаются за медицинской помощью?

В действующем законодательстве не предусмотрены такие нормы по выплате стимулирующих выплат или предоставлений мер стимулирования.

В международной практике в системе социального медицинского страхования также отсутствуют такие примеры.

20.Почему за военнослужащих и сотрудников силовых структур не предусмотрены отчисления и взносы

Освобождение указанных лиц от уплаты отчислений и взносов в первую очередь связано с исключением двойного финансирования. Наличие ведомственной медицины уже предполагает расходы со стороны государства на медицинское обеспечение военнослужащих и сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. Уплата за указанных лиц отчислений и вносов из средств государственного бюджета явилось бы двойным расходованием средств на медицинское обеспечение

21.Почему бы не исключить иностранцев из этого списка? Ведь это несправедливо!!! Почему мы должны за счет своих денег лечить бесплатно иностранцев. Ведь ни в одной стране мира нас не лечат бесплатно!

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране (то есть имеющие вид на жительство) имеют такие же права и обязанности, как и граждане (пункт 2 статьи 2 закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»), т.е. на тих распространяются такие же обязательства по уплате взносов и отчислений. Вместе с тем, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, являющиеся детьми, инвалидами, пенсионерами, студентами будут страховаться за счет государства. Это общепринятая мировая практика. В системе социального и пенсионного обеспечения, в системе образования указанные лица приравнены к гражданам Республики Казахстан. Более того, часть иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране (к примеру, родители детей, или дети пенсионеров, а также пенсионеры сами) работают и уплачивают подоходный налог, за них работодатель уплачивает социальный налог, т.е. они участвуют через налогообложение в создании социальных благ в стране, соответственно имеют право пользоваться социальными благами.

22.Касательно ограничения при превышении пятнадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете при расчете отчислений и взносов на ОСМС

Система налогов и сборов в экономике – это инструмент государства справедливо распределять доходы от богатых к менее богатым. Одновременно, применяются механизмы сдерживания стремления к сокращению официальных доходов и перетеканию их в теневой сектор, обычно это установление верхнего предела сборов от доходов равный примерно 2-3-х кратному размеру доходов. В системе ОСМС также применен указанный механизм в виде установления верхнего предела отчислений и взносов и он примерно равен 2,5 кратному размеру средней заработной платы в экономике страны

23.Будет ли являться уплата взносов в ФСМС обязанностью гражданина или это станет его правом?

Сможет ли работающий человек отказаться участвовать в системе ОСМС  и оплачивать получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения?

ЗаконРК от 16 ноября 2015года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья (далее – Закон).

Согласно статьи 4Законаодним из принципов обязательного социальногомедицинскогострахованияобязательность уплаты отчислений и (или) взносов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона плательщики обязаны своевременно и в полном объеме исчислять (удерживать) и перечислять отчисления и (или) взносы, а также пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов.

При этом, законопроектом планируется расширить круг плательщиков взносов гражданами Республики Казахстан, выехавшими за пределы Республики Казахстан, за исключением выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов (далее — граждане, выехавшие за пределы Республики Казахстан).

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории РК, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК.

Учитывая вышеизложенное — уплата взносов в ФСМС является обязанностью плательщиков, в том числе граждан Казахстана.

Получение медицинской помощи через кассу лечебного учреждения возможно в случае получения платных медицинских услуг (статья 35 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»).

24.Вправе ли будет гражданин РК, уезжающий за пределы РК, не оплачивать взносы в ФСМС, а сделать это по приезду?

Если гражданин РК уехал за пределы РК на долгое время, например, на год, будет ли считаться, что у него есть долг по оплате взносов в ФСМС, с учетом того, что на протяжение года человек не пользовался медицинскими услугами в РК?

Если гражданин РК, находясь за рубежом, не оплачивал взносы в ФСМС, по приезду тоже не стал платить и собирается снова выехать за пределы страны, то будет ли долг в ФСМС считаться основанием для того, чтобы запретить человеку выезд из РК?

В соответствии с законопроектом лица, за которых не произведена уплата отчислений и (или) взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования обязаны уплатить взносы в фонд за не уплаченный период, но не более двенадцати месяцев, предшествующих дате уплаты в размере 5% от минимального размера заработной платы, установленной на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Период уплаты взносов предусмотреный законопроектом для граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата взносов граждан, выехавших за пределы
Республики Казахстан в фонд производится
через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Законопроектом не предусмотрены меры взыскания в отношении лиц, не уплативших своевременно и в полном объеме взносы.

25.Государство  с 1 января 2018 года будет перечислять в Фонд СМС  взносы за определенные категории граждан в том числе: « многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени».

Вопрос:  Означает ли это что за многодетных матерей имеющих 4-х детей также будет перечислять взносы государство. Или это касается только многодетных матерей имеющих вышеуказанные награды?

В соответствии с законодательством, многодетные матери, имеющие 4-х детей не освобождены от уплаты взносов, соответственно взносы за них государством не будут уплачиваться

26.Например я работаю — за меня перечисляет работодатель –я пользуюсь пакетом ОСМС.  Я ушел на больничный (в том числе дородовый период — больничный)…

Вопрос: Во время нахождения на больничном- кто за меня перечисляет и что является объектом исчисления? И как будет учитываться мой стаж -12 месяцев для получения пакета ОСМС?

Уплата взносов и отчислений осуществляется от всех видов доходов, уплачиваемых работнику, в том числе и за счет больничных. Таким образом, во время нахождения на оплачиваемом больничном, за работника будут перечисляться взносы и отчисления.

Что касается дородового периода, то за неработающих беременных (в период когда женщине на начисляются доходы) взносы уплачиваются за счет государства.

27.Сколько % от ВВП составят расходы на медицинскую помощь в рамках ГОБМП и ОСМС в ближайшие 3 года?

По данным актуарных расчетов не более 2% от ВВП. Для справки: исходя из утвержденного бюджета на 2017 год на ГОБМП — доля расходов на ГОБМП составляет 1,9% от ВВП.

28.Будет ли увеличение медицинских услуг с внедрением ОСМС?

В связи с поэтапным увеличением размеров ставок взносов и отчислений в системе ОСМС предполагается также увеличение объемов медицинских услуг по мере роста доходов Фонда СМС. В приоритетном порядке предполагается увеличение доступности к амбулаторно-поликлинической помощи, реабилитационным услугам и амбулаторному лекарственному обеспечению.

29.К какой категории плательщиков относятся работники НПО?

Работники неправительственных организаций (НПО), относятся к наемным работникам, уплату отчислений и взносов за которых осуществляет администрация НПО. Если же, работник НПО, относится к категориям лиц, за которых уплату взносов осуществляет государство, то НПО освобождается от уплаты отчислений и взносов за этих работников.

В проекте ЗРК, рассматриваемом в Парламенте РК предусматривается ли расширение категорий лиц, за которых уплату взносов  осуществляет государство за счет воинов – интернационалистов (афганцы)

Нет, не предусматривается